Форум » Справочный раздел » Опера "Волшебный стрелок". » Ответить

Опера "Волшебный стрелок".

Гиппократ: На создание этой темы меня натолкнул один фанфик, где в очередной раз была упомянута ария Каспара применительно к Рип ван Винкль... Общеизвестная партия, которую поёт Рип, к Каспару конкретно не имеет никакого отношения. Если уж говорить точно -- это вообще не ария. Вот, собственно, и отрывок из оперы. Макс -- охотник, приглашённый Каспаром отлить пули в ночном ущелье. Агата -- невеста Макса. Энхен -- молодая родственница Агаты. [more]АГАТА (со страхом) Туда пойдёшь ты в этот час!.. Как? Что? Ужасно! В ночь к страшным тем местам? В ночь к страшным тем местам? ЭНХЕН Там по ночам ходить опасно: охотник чёрный бродит там. МАКС Я смел и твёрд, – чего бояться? АГАТА Но небо грех так искушать. МАКС Привык по лесу я скитаться, и в ночь, и в бурю там блу¬ждать. Пусть буря воет, вихри злятся, кричит сова, – ужель дрожать? (Берёт шляпу, ягдташ и ружьё.) АГАТА О, сжалься надо мною и не ходи туда. Я чувствую душою: тебе грозит беда, тебе грозит, о да, грозит, грозит беда! ЭНХЕН О, сжалься ты над нею и не ходи туда, тебе грозит, грозит беда! АГАТА О, сжалься надо мною и не ходи туда. Я чувствую ду¬шою: тебе грозит беда! МАКС Я смел и твёрд, – чего бояться? Привык по лесу я ски¬таться, и в ночь, и в бурю там блуждать! Ещё задумчивой луною поля и лес освещены; но тучи сходятся толпою. ЭНХЕН (Задёргивает занавес.) Что ищешь ты на небосклоне? Нашёлся новый звездочёт! Ещё нашёлся звездочет. МАКС Да, там тучи сходятся толпами, там тучи сходятся толпами. ЭНХЕН Ужель мольба тебя не тронет? МАКС Честь призывает, долг зовёт! Честь призывает, долг зовёт, да, долг зовёт! Да! Да! АГАТА, ЭНХЕН И МАКС Прощай! Прощай! Ах, прощай! Ах, прощай! Прощай! Прощай! О друг мой, прощай! О, прощай! Прощай! Прощай! МАКС Упрёк мой и сомненье простишь ли ты, друг мой? АГАТА Ах, в сердце лишь смятенье, душа полна тоской! МАКС Как без примиренья расстаться мне с тобой? Друг мой сердечный! Прости, друг милый мой! Нет, не могу расстаться так с тобой! ЭНХЕН Вот вам и наслажденье быть егеря женой! Ни ночью и ни днём не знать, что есть покой! АГАТА Ах, сердцу ведь невольно в разлуки час так больно, страх душу мне гнетёт, страх гнетёт, страх душу мне гнетёт! МАКС Ах, сердцу хоть и больно, но долг меня зовёт, да, долг меня зовёт! ЭНХЕН Тоски и слёз довольно, довольно; ведь время всё идёт![/more] Русскоязычное либретто оперы Размещено с разрешения правообладателя. Опера в мп3: http://tempfile.ru/file/816165 http://tempfile.ru/file/816169 http://tempfile.ru/file/816172 http://tempfile.ru/file/816175 http://tempfile.ru/file/816189

Ответов - 5

Kifa: Дополнительная информация: Источник рисунка: "Рубрикон". Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, - 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. В. не получил ни общего, ни музыкального систематического образования. Уроки музыки, которые В. брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творческого дарования. В 17 лет В. концертировал как пианист, был автором трёх опер ("Сила любви и вина", "Немая лесная девушка", "Петер Шмоль и его соседи"). С 1804 В. работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В 1813-17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене. Деятельность В. проходила в условиях национального общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его передовые эстетические взгляды. В операх, созданных В. в эти годы ("Рюбецаль", 1805; "Сильвана", 1810; "Абу Гасан", 1811), определяются новые черты стиля композитора: интерес к народно-бытовым и сказочным сюжетам, связь с музыкальным фольклором, восточный музыкальный колорит и т.д. Значительной вехой в творческом развитии В. был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма национальных чувств появились песни В., проникнутые идеей освободительной борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник "Лира и меч", а также героико-патриотическая кантата "Битва и победа" (1815) на текст Вольбрука принесли В. известность в Германии. Вершиной творчества В. и самым популярным его произведением является опера "Вольный стрелок" ("Фрейшюц"), поставленная в Берлине в 1821 под управлением автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтической оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение народный сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтические образы природы. В этом произведении В. опирался на народное музыкальное творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные народно-песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна музыкально-гармонических средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. В. не только обобщил искания композиторов раннего периода развития музыкального романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов музыкальной драматургии Р. Вагнера. Опера В. "Эврианта" (постановка 1823, Вена, под управлением автора) утвердила новый тип многоплановой историко-легендарной рыцарской оперы. Последняя опера В. "Оберон" (постановка 1826, Лондон, под управлением автора) открыла жанр сказочной романтической оперы со светлым миром народно-фантастических образов. В. также принадлежат неоконченная опера "Три Пинто" (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи драматическим пьесам, в том числе "Турандот" Шиллера, "Прециоза" Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произведений. В области инструментальной музыки В. наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета; для фагота, валторны). Фортепьянная пьеса "Приглашение к танцу" (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и "Концертштюк" для фортепьяно с оркестром (1821) сыграли значительную роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс). В. - автор музыкально-критических и литературных работ, в том числе неоконченного романа "Жизнь музыканта". Лит.: Ферман В., Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962: Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. - Л., 1965; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966; Мoser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955. С. Н. Питина. Источник: Большая советская энциклопедия. Фрагменты анализа "Волшебного стрелка" (известного так же как "Вольный стрелок") Когда Вебер в 1821 году представил "Вольного стрелка", он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего "Вильгельма Телля" в 1829 году. Уже в увертюре "Вольного стрелка" Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого. Романтическая опера в трех действиях "Вольный стрелок" (Волшебный стрелок) написана по мотивам старых саксонских легенд (либретто Ф. Кинда). Вебер прекрасно знал вкусы демократической аудитории. Раннее общение с театром выработало у него особую чуткость к устремлениям слушателей. Однако он не подлаживался к отсталым вкусам, а отстаивал свои новые, романтические взгляды. Отсюда - удивительное сочетание новаторства и демократичности, редкой доступности его музыки. Уже большая увертюра была новаторской для своего времени. Вебер целиком построил её на мотивах, взятых из оперы (что было тогда необычным), и путём их чередования, сопоставления, столкновения, сумел передать не только общее настроение последующей драмы, но и показать её основные противоборствующие силы, раскрыть главную идею. Ликующей песней победы звучит музыкальная тема Агаты, завершающая увертюру и всю оперу. Подобно ранним своим произведениям, Вебер и в "Вольном стрелке" обратился к популярному жанру зингшпиля - комической опреы, где музыкальные номера чередовались с разговорными диалогами. (например, Похищение из Сераля и Волшебная флейта Моцарта). Первые же номера сразу передают общее настроение оперы - простодушное народное веселье. Хор сменяется незамысловатой музыкой крестьянского марша, который исполняют деревенские музыканты (причём мелодия баса ограничена двумя нотами). Резким контрастом звучат первые музыкальные фразы Макса; они полны смятения и скорби. И снова беззаботное веселье слышится в хоре охотников и крестьян. Завершает народные сцены деревенский вальс с неизменно повторяющейся простенькой мелодией, какие Веберу, вероятно, не раз приходилось слышать в кабачках и на сельских праздниках. Большая ария Макса рисует сложные душевные переживания героя. Здесь Вебер показал себя подлинным мастером оперной характеристики, свободно, непринуждённо чередуя контрастные мелодии; важную роль играет тревожный, зловещий мотив, звучащий в оркестре - характеристика Самьеля, неизменно возникающая при его появлении на сцене. Вольный стрелок богат различными музыкальными характеристиками, воплощёнными в ариях, песнях, ариеттах, каватинах, романсах. Для каждого героя Вебер находит свой музыкальный язык. Так, завершающие первый акт песня и ария Каспара не похожи на арию колеблющегося, сомневающегося Макса. Песня Каспара выдержана в демоническом духе, в ней звучат горькая насмешка, ирония, цинизм. Ария раскрывает другую сторону его характера - непреклонную волю, неудержимую жажду мести; Каспар страшен в своём торжестве. Совершенно различны характеристики двух героинь - Агаты и Анхен. Вебер любил образ беззаботной и шаловливой Анхен, и уделил ему большое место в своей опере (жена Каролина). Её ариетта во втором действии напоминает весёлый задорный полонез; звонкая подвижная мелодия передаёт быструю речь девушки. Романс и ария Анхен из третьего акта построены на контрасте настроений. Романс - рассказ о мнимом привидении - написан в преувеличенно мрачных, жутких тонах; в нём слышатся вопли и стоны, постоянное тремоло в сопровождении подчёркивает зловещий колорит. Последующая ария с грациозной мелодией и танцевальным ритмом - вновь рисует весёлый и беззаботный характер Анхен. Иной склад отличает музыкальную характеристику Агаты. У неё также два сольных эпизода - ария во втором акте и каватина в третьем. Особенно замечательна большая ария Агаты, чутко передающая богатство её душевного мира, тончайшие оттенки переживаний: задумчивость, мечтательность, сомнения, надежду и, наконец, ничем не омрачённое радостное ликование. Вебер не придерживается здесь традиционной формы, мелодии свободно сменяют одна другую. Важную роль играет в опере последняя из них - яркая находка композитора (она завершает увертюру и всю оперу). Противостоящие героям силы зла особенно рельефно воплощены в финале второго акта - в романтической сцене в Волчьем ущелье. Своим необычным, новаторским характером она вызвала шумные восторги публики и многочисленные подражания. Современников поражало оркестровое мастерство Вебера в воплощении столь излюбленных романтиками жутких, фантастических картин, когда слушатели словно видели в музыке и стремительно мчащиеся грозовые тучи, и струящийся водопад, и светящиеся глаза совы, и дикую охоту, и бурю, вырывающую с корнем деревья. Но не только фантастика в Вольном стрелке поразила воображение современников. Простые хоры, так напоминающие народные песни, на следующий день после премьеры распевались повсюду. Это был удалой хор охотников, сходный с некоторыми патриотическими песнями из сборника "Лира и Меч", и особенно хор подружек невесты "Девичий венок", названный Вебером народной песней. Простая, незамысловатая, и далеко не самая совершенная опера сразу же завоевала всенародное признание и принесла Веберу славу основоположника немецкого национально-романтического музыкального театра. Ведь в "Волшебном стрелке", есть все, чем дышит душа человека, - реальное и ирреальное, волшебство и натурализм, счастье и страдание, любовь и разлука… История охотника Макса и его прекрасной возлюбленной Агаты дает не только прекрасный материал для вокалистов, но и развязывает воображение режиссера и сценографа. Первое представление этой немецкой романтической оперы состоялось в 1821 году в Берлинском королевском театре, и с тех пор она прочно вошла в мировой оперный репертуар. Источник: музыковедческий сайт http://www.arslonga.33info.ru/

Гиппократ: Произведён апдейт темы. Размещено русскоязычное либретто оперы с разрешения сайта http://libretto-opera.narod.ru/ -- всем рекомендую заглянуть. Представлен большой выбор обер, либретто высылаются на почту заказчику бесплатно в течение нескольких дней.

Kifa: Обращаю внимание уважаемых форумчан на то как оформлены сообщения в данной теме. Мегареспект Гиппократу, а прочим - наука, как следует оформлять информацию.

Гиппократ: Добавлены треки оперы в мп3.

Kifa: Министерство Правды (тм) одобряет.



полная версия страницы